Пропаганда-новое оружие массового поражения в руках США
Это просто удивительно, как архитекторы иракской войны из администрации Джорджа Буша заставили такое большое количество людей согласиться со столь непродуманным проектом, у которого было так мало ревностных поборников («Интриганы», - как их назвал Лоуренс Уилкерсон (Lawrence Wilkerson) (бывший советник госсекретаря Пауэлла – прим. перев.)). Конечно, решающим моментом здесь стало то, что они сумели воспользоваться общенациональным гневом и болью после 11 сентября. Но успех кампании по рекламированию войны свидетельствовал о том, чего можно добиться, если целенаправленно использовать возможности власти по формированию общественного мнения, в том числе президентскую трибуну с раздающимися с нее угрозами. Для привлечения к этому проекту многих демократов и либералов в меньшей степени требовалось внушить им какие-то конкретные ошибочные представления и убеждения, и в большей – создать соответствующее настроение и импульс силы. Надо было просто разогнать по рельсам поезд войны, после чего оставалось только говорить: «А вам слабо встать у него на пути?»
Сфабрикованная идея об «альянсе» режима Саддама Хусейна с «Аль-Каидой» продемонстрировала, какой здесь задействован потенциал манипуляций. В отличие от распространения идеи о присутствии в Ираке оружия массового уничтожения, не было никаких логических и исторических оснований верить в существование такого альянса. Заявления о его наличии также противоречили оценкам американской разведки и прочих экспертов из правительства и вне его. Чтобы заставить общественность поверить в существование такого альянса, потребовалось, среди прочего, навязать населению фальшивые свидетельства, скажем, о выдуманной встрече в Праге. Надо было также крайне тенденциозно интерпретировать и другие появлявшиеся сообщения. Но для формирования уверенности нужно было не только манипулировать свидетельствами, но и искусно применять риторику. Уверенность формировали, постоянно повторяя на одном дыхании такие фразы как «Ирак», «11 сентября» и «война с террором». Эти манипуляции и разглагольствования оказались настолько действенными, что на пике рекламной кампании по продвижению войны в конце 2002 года большинство американцев уже верили, что Саддам Хусейн не только сотрудничает с «Аль-Каидой», но и непосредственно причастен к терактам 11 сентября.
Есть доказательства того, насколько долговечным может быть упорно продвигаемый обман. Большинство в него, может, и не верит, но значительная часть людей по-прежнему считают эту ложь правдой. В ходе опроса, проведенного Шибли Телхами (Shibley Telhami) из университета Мэриленда, 38 процентов американских респондентов заявили, что Соединенные Штаты «нашли неопровержимые доказательства тесного сотрудничества Саддама Хусейна с террористической организацией «Аль-Каида»». Отвечая на сформулированный несколько иначе вопрос, 15 процентов американцев сказали, что «Ирак напрямую причастен к осуществлению терактов 11 сентября», а еще 31 процент заявил, что хотя Ирак и не участвовал в терактах 11 сентября, он оказывал «значительную поддержку» «Аль-Каиде». Видимо, в эпоху, когда главные кандидаты в президенты сомневаются в эволюции жизни на Земле и в воздействии человека на климат, не стоит удивляться невежеству, инспирируемому властью. Но ведь прошло целое десятилетие, появилась масса разоблачений об этой кампании воинствующих рекламодателей, мы узнали многое о той цене, которую пришлось заплатить за иракскую войну, и о принесенных жертвах (даже сторонники войны, которые хотят верить, что делали это небезосновательно, и те начали потихоньку прозревать). Поэтому результаты опросов по-прежнему поражают.
Есть и последствия, сохраняющиеся до сих пор и влияющие на настоящее. Одно из них заключается в следующем. Когда администрация начинает манипулировать правдой и ложью столь же бессовестно, как это делали подстрекатели иракской войны, ущерб не ограничивается лишь проведением той политики, которую продвигают эти мошенники. Сохраняющиеся ложные представления в обществе наносят более масштабный вред. Устойчивые заблуждения по поводу Ирака и «Аль-Каиды», от которых страдает более трети американцев, препятствуют правильному пониманию сути терроризма, проблем Ближнего Востока и методов работы их собственного правительства.
Второе последствие состоит в том, что сегодняшнее правительство, если оно проявляет достаточную целеустремленность и решительность, получает массу возможностей оказывать большое влияние на население и получать от него поддержку своим новым инициативам. Такие возможности можно использовать не только во зло, но и во благо. Представьте себе, например, что все эти целенаправленные усилия по рекламированию войны, которые позволили осуществить столь мощную и масштабную военную кампанию, Соединенные Штаты прилагают для разрешения конфликта между Израилем и палестинцами. Такие усилия натолкнутся на мощное сопротивление сильного лобби; но в отличие от иракской войны, для их рекламирования не понадобится изобретать какие-то проблемы и создавать ложь. Неурегулированный конфликт наносит настоящий ущерб интересам США, и это вполне можно доходчиво объяснить, строго придерживаясь правды.
(Оригинал публикации: The Iraq War and the Power of Propaganda)
Правительственная пропаганда
Первое пропагандистское агентство США, известное как «Комитет Криля» ( Committee on Public Information, CPI, Creel Committee), было создано президентом Вудро Вильсоном в апреле 1917 года, во время Первой мировой войны и просуществовало до августа 1919 года. Во время Второй Мировой Войны в США была создана Канцелярия военной информации (Office of War Information, OWI), просуществовавшая с июня 1942 года до сентября 1945 года.
Основной машиной внутренней пропаганды во время войны был, однако, Совет военных писателей , который хотя формально и являлся частной организацией, но финансировался американским правительством через Канцелярию военной информации. Итоги холодной войны, по словам кандидата в президенты США в 2008 году, сенатора Джона Маккейна, во многом решила массированная пропаганда американских ценностей, эффективным орудием которой было агентство ЮСИА, учрежденное в 1953 году при Госдепе. Это агентство занималось всеми вопросами пропаганды за рубежом до 1999 год.
По сообщению «РБК daily», в 2008 году в США началась работа по воссозданию централизованной системы пропагандистской работы с зарубежной аудиторией. О том, что работа по созданию централизованного пропагандистского органа, аналогичного по функциям USIA, перешла в практическую плоскость, сообщил в марте 2008 года руководитель вашингтонского The Center For Security Policy Фрэнк Гаффни. По его словам, подготовка соответствующего законопроекта начата в комитете по международным делам палаты представителей конгресса США.
В 2009 году доктор политических наук И. Н. Панарин заявил, что американская пропаганда весьма эффективна и способна целенаправленно воздействовать на европейские СМИ. По мнению И. Н. Панарина, согласованность и синхронность выступления американских и европейских СМИ во время вооружённого конфликта в Южной Осетии свидетельствует о том, что план информационного прикрытия кампании в Грузии разрабатывался не менее года, а информационная агрессия направлялась руководством США. Издание РБК, со ссылкой на британскую The Guardian, пишет, что армия США в скором будущем будет оснащена специальным программным обеспечением, ориентированным на проведение проамериканской пропаганды через социальные сети и различные блоги. Данная технология сделает возможным вести секретную блогерскую деятельность на зарубежных сайтах. Например, такое ПО будет противодействовать распространению пропаганды за пределами США, поможет кампаниям по дезинформации или хакерским атакам. В рамках этой программы будут создаваться вымышленные виртуальные личности в Twitter, Facebook и других соцсетях, которые по всем внешним признакам будут казаться обычными пользователями из разных стран и иметь убедительную легенду. Под контролем одного военного будет до десяти онлайн-персонажей.
Отличный, свежий пример мощной работы пропаганды США, не давние локальные конфликты по всему миру, Греция, Египет, Ливан, Сирия, не прошло стороной и Украину. Доклад ООН по ситуации с правами человека на Украине, в котором критикуются результаты референдума в Крыму, является пропагандой Вашингтона, не имеющей под собой доказательств, заявил РИА Новости бывший помощник министра финансов США Пол Крэйг Робертс. Согласно докладу ООН, перед референдумом в Крыму якобы использовались пытки, похищения людей и подавление инакомыслия. "Это организованная пропаганда была предназначена для обслуживания планов США — дискредитировать референдум и отвлечь внимание от свержения Вашингтоном избранного демократическим путем правительства в Киеве и создания марионеточного. За референдумом следил ряд международных наблюдателей, и никто из этих наблюдателей не сообщил, что что-то неверно, они заявили, что все было честно и справедливо, без каких-либо признаков присутствия войск или запугивания", — сказал Робертс, добавив, что, если бы какие-либо нарушения были, упоминания об этом попали бы во все американские и европейские газеты.
По словам Робертса, обвинения в докладе не исходили от жителей Крыма или нынешней власти в Киеве. "Доклад неправдоподобен, все утверждения ложны. Это попытка дискредитировать самоопределение жителей Крыма. Должен быть еще один доклад с критикой неизбранного марионеточного правительства, назначенного Вашингтоном", — считает Робертс.
По его мнению, нынешние киевские власти своими действиями и словами встревожили русскоязычную часть населения Украины. Из-за этого возникли акции протеста с требованиями автономии или присоединения к России. Менее чем за месяц до президентских выборов русскоязычные города на Украине находятся под угрозой насилия со стороны американцев и временного правительства в Киеве, отметил Робертс.
"Правительство России не может смириться с насилием в отношении русского населения в восточной и южной Украине, как и не могло согласиться с тем же против осетин во время вторжения Грузии (в Южную Осетию). Вашингтон направляет кризисную ситуацию к войне и этот доклад является просто пропагандой, чтобы это оправдать", — заключил Робертс.
Как на Украине сменилась власть
Политический кризис разразился на Украине в конце ноября 2013 года, когда кабинет министров объявил о приостановке евроинтеграции страны. Массовые протесты, названные "евромайданом", прошли по всей Украине и в январе вылились в столкновения вооруженных радикалов с органами правопорядка. Результатом уличных схваток, в ходе которых оппозиция неоднократно применяла огнестрельное оружие и "коктейли Молотова", стали десятки человеческих жертв.
22 февраля в стране произошел насильственный захват власти. Верховная рада, нарушив достигнутые договоренности между президентом Виктором Януковичем и лидерами оппозиции, изменила конституцию, сменила руководство парламента и МВД и отстранила от власти главу государства, который впоследствии был вынужден покинуть Украину, опасаясь за свою жизнь. 27 февраля украинский парламент утвердил состав так называемого "правительства народного доверия", премьером стал Арсений Яценюк.
Ряд областей востока и юга Украины, а также Крым не признали легитимности Рады и приняли решение о возможности проведения референдумов о дальнейшей судьбе регионов. Референдум о статусе Крыма прошел на полуострове 16 марта, более 96% избирателей высказались за вхождение республики в состав России, и Крым стал частью РФ. Митинги сторонников федерализации с марта проходят на востоке Украины — в Донецке, Харькове и Луганске, их участники требуют провести референдумы о статусе своих регионов. Позже протесты распространились еще на несколько городов Донецкой области — Славянск, Мариуполь, Енакиево, Краматорск и ряд небольших городов.
конституция Украины
РИА Новости
|